Как и повсюду в стране, здесь уже 22 июня 1941 г. началась мобилизация в армию. Первоначально она охватила военнообязанных 1908–1918 гг. рождения. Параллельно шло создание добровольческих формирований. Основная территория современной Якиманки входила тогда в Ленинский район столицы, несколько кварталов – в Москворецкий. В каждом из них были сфор­мировании добровольческие истребительные батальоны, подчинявшиеся НКВД. Они предназначались для охраны важных объектов, борьбы с диверсантами и десантами. Батальон Ленинского р-на, численностью 500 человек, формировался в здании школы по 2-му Донскому проезду 13, Москворецкого (340 чел.) – в школе на Хавской улице, 15.

Согласно постановлению Государственного комитета обо­роны от 4 июля 1941 г. в Москве создавались дивизии народного ополчения. В них записывали граждан от 17 до 55 лет, не подпадавших под приказ о всеобщей мобилизации. В Ленинском р-не была сформирована 1-я дивизия народного ополчения. В нее вступило более 10 тыс. рабочих, служащих, студентов и преподавателей здешних предприятий, учреждении и вузов, а также местных жителей.

Штаб формирования располагался в здании Горного института (ныне Ленинский проспект, 6), на фасаде которого впоследствии была установлена мемориальная доска, а во дворе сооружена памятная стела. Немало якиманцев попало и в 17-ю дивизию народного ополчения Москворецкого р-на. Ее штаб находился в Плехановском институте. Отдельные подразделения дивизии в начале июля 1941-го дислоцировались в школьных зданиях на Житной ул., 6 и в 1-м Казачьем пер., 8/10. Ополченцы Ленинского и Москворецкого районов героически сража­лись под Москвой. Обе дивизии прошли всю войну, стали Краснознаменными.

Пре­дприятия, организации, вузы, жилые кварталы Якиманки дали фронту тысячи бой­цов. Так, с кондитерской фабрики «Красный Октябрь», завода «Красный факел» и Горного института на войну ушло по 500–650 человек. Из Института стали и спла­вов – свыше 300. Среди жителей правительственного комплекса – дома 2 по ул. Серафимовича – было более 500 фронтовиков. Немало якиманцев погибло или пропало без вести. Те, кто оставался в тылу, ра­ботали для фронта. «Красный Октябрь» в то время помимо традиционных конфет и шоколада производил пищевые концентраты для армии, взрывчатку, дымовые сигнальные шашки. Детали для «катюш» и стрелкового оружия делал «Красный факел». Горный институт организовал цеха оборонных работ. С огромным напряже­нием трудились транспортники Окружной железной дороги и Апаковского трамвай­ного парка, обеспечивая воинские перевозки и снабжение столицы всем необхо­димым.

С приближением фронта многие предприятия и организации Якиманки были эвакуированы. Но работа на оборону не прекращалась и тогда. Всю войну на базе здешних больниц действовали госпитали для раненых. Один из крупнейших – в 1-й Градской, где ныне установлена мемориальная доска.

С 22 июля Якиманка оказалась под ударами немецкой авиации. К налетам готовились загодя, Москву усердно закамуфлировали. Так, русло Москвы-реки и Водоотводного канала напротив Кремля заставили баржами с макетами строений, Са­довое кольцо «застроили», намалевав на асфальте крыши домов и кроны деревьев. Небо Якиманки защищали зенитные орудия и пулеметные установки, выставленные на Болотной площади, в Парке культуры, на крыше дома 2 по ул. Серафимовича и в других местах.

Многие жители вступили в дружины ПВО. Несмотря на это, бомбежки наносили району серьезный ущерб. Полностью было разрушено здание бывшей Ляминской богадельни на Б. Ордынке, 24, частично – д. 50 по Б. Полянке. Пострадали Третьяковка, д. 2 по ул. Серафимовича и многие другие строения. Были и жертвы. Якиманцы спасались от бомб в подвалах-убежищах и на еще недостроенной станции метро «Новокузнецкая».

В дни битвы за Москву Якиманка превратилась в настоящий укрепрайон, готовясь встретить врага на своих улицах. По ее территории прошли два пояса городского рубежа Московской зоны обороны. Один пролегал по оборудованной до­тами и дзотами выемке Окружной железной дороги, другой – по Садовому коль­цу. Улицы перекрывались баррикадами и заграждениями. В зданиях, особенно угловых и высоких, размещались огневые точки. В самый напряженный момент в октябре 1941-го мосты и некоторые другие объекты были подготовлены к взрыву. К счастью, врага отбили от столицы, и до уличных боев не дошло.

Тревожные дни сменились победными. С августа 1943-го над Москвой все чаще гремел салют в честь успехов на фронте. Их наглядной демонстрацией стала открывшаяся в ЦПКиО выставка трофейного вооружения. А 17 июля 1944-го москвичи наблюдали за шествием 55 тысяч пленных немцев, взятых в ходе Белорусской операции. Одна из колонн прошла тогда через Крымский мост и по Б. Калужской улице.

Со старинными якиманскими особняками связана история становления антигитлеровской коалиции. В посольствах Великобритании (Софийская набережная, 14) и Франции (Б. Якиманка, 43) велись интенсивные дипломатические переговоры, бывали Черчиль, Иден, де Голль, Бидо...

В 1941–1945 гг. в районе не затихала культурная и духовная жизнь. В Третьяковской галерее прошли крупнейшие выставки «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл». С Якиманкой связано рождение таких музыкально-поэтических символов эпохи, как «Священная война», «Гимн Советского Союза», «Землянка». Жители Дома работников кино на Б. Полянке, 28 создавали кинолетопись Великой Отечественной. В храме Иоанна Воина, единственном действовавшем на Якиманке в те годы, зачитывались патриотические послания отцов Русс­кой православной церкви, собирались пожертвования для нужд фронта и в пользу раненных воинов.

В разное время на территории района жили крупнейшие полководцы и флото­водцы Великой Отечественной: Г.К. Жуков, Р.Я. Малиновский, И.С. Конев, И.X. Баграмян, К.А. Мерецков, Н.Г. Кузнецов, И.С. Исаков, А.Г. Головко. Всего 15 маршалов той войны и два адмирала флота СССР. В генеральском и адмиральском списках района – сотни имен. Нельзя не вспомнить и государ­ственных деятелей, организаторов тыла тех лет – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, И.Ф. Тевосяна, конструкторов, ученых-оборонщиков – А.И. Микоя­на, П.О. Сухого, Ф.В. Токарева, В.П. Глушко...

Сегодня в районе немало памятных мест и мемориалов Великой Отечественной. Это и беседка в Нескучном саду в честь 800-летия Москвы, и сквер на Болотной площади, наземный вестибюль станции метро «Октябрьская-кольцевая»,  стела 60-й стрелковой дивизии во дворе Горного университета, и мемориальные доски, и экспозиции музеев.

Борис Арсеньев, проект «Энциклопедия одного района. Якиманка от А до Я»©