В ОДНОЙ УПРЯЖКЕ
Рубрика «Из первых уст» представляет Андрея Ходжаева — председателя Совета общественного территориального самоуправления микрорайона №1 и Виктора Соколовского — начальника территориального управления «Якиманка» Центрального административного округа Москвы.
Ходжаев
– Во время выборов в союзный парламент, т. е. еще в 1989 году, жители микрорайона объединились в один из первых в Москве Совет самоуправления. Основная его задача— решение социальных проблем жителей территории.
Жизнь подтвердила правильность этого решения. Дело в том, что прежним районным (сейчас — окружным) органам власти трудно, а подчас и невозможно дойти до каждого конкретного жителя. У них слишком много других, важных, но, скажем так, более глобальных проблем. В территориальном же Совете все как на ладони. Мы знаем свои дома, знаем многих жителей, мы здесь живем и у нас общие проблемы, трудности. Да и найти, встретиться с нами куда проще и легче
Соколовский
– Это, между прочим, в Октябрьском райисполкоме Москвы прекрасно понимали, и поэтому поддерживали нас, постепенно делегировали Совету права.
Например, Совет может ходатайствовать за ту или иную организацию при оформлении договора аренды. В основу этого ходатайства ложится договор о сотрудничестве арендатора с Советом, в котором конкретно указывается помощь арендатора микрорайону.
Ходжаев
– В 1991-м в городе были созданы префектуры, определены границы их территорий. Этот процесс проходил довольно болезненно. Но в новом административном делении есть логика и здравый смысл. Во-первых, создание Центрального округа позволяет учитывать специфику центра Москвы, решать его проблемы, отличающиеся от проблем районов новостроек, промышленных или спальных районов. Во-вторых, образование внутри округов муниципальных районов в несколько раз меньших, чем прежде, размеров приближает к жителям органы власти, помогает сделать их работу более эффективной.
Наша территория первоначально вошла в ТУ «Замоскворечье». Создавалось оно на базе Москворецкого района и, естественно, знание нашей территории, ее управляемость были незначительными. Мы пытались наладить контакты, делали шаги навстречу. Увы, решения принимались без учета интересов наших жителей. Не было концепции развития территории, микрорайон оказался на положении пасынка.
Соколовский
–А ведь у нас уже было готово и проработано со специалистами предложение создать экспериментальный муниципальный округ в границах РЭУ-1, были разработаны конкретные предложения, как наладить коммунальное хозяйство, сдвинуть с места жилищную проблему — это главное, что беспокоит население. В январе 1992 г. к нашим предложениям прислушались.
Ходжаев
– Было несколько встреч с префектом Центрального округа А. И. Музыкантским, другими членами правительства, представлены обоснования. Конечно, шаг, который мы предлагали, — изменить административное деление ЦАО, был достаточно радикальным, но здравый смысл и соображения рационального порядка победили. В мае прошлого года мэрия, наконец, приняла два решения: об образовании в составе ЦАО десятого территориального управления «Якиманка» и о назначении (кстати, по рекомендации Совета) В. А. Соколовского,возглавлявшего до этого исполнительную дирекцию СОТС-1, начальником управления.
Теперь на территории муниципального района есть свой орган исполнительной власти. Совет заключил с ним Генеральное соглашение о сотрудничестве, определив принципы взаимодействия, взаимоотношений. Кратко их можно обозначить так: Совет, работая непосредственно с жителями, зная их главные проблемы и нужды, дает территориальному управлению социальный заказ на определенные работы и контролирует исполнение. Управление периодически отчитывается о выполнении решений и по отдельным направлениям деятельности. Мы работаем в одной упряжке.
Соколовский
– Да, это действительно так. Правда, необходимо уточнить, что если Совет самоуправления был создан на территории РЭУ-1, то управление «Якиманка» работает еще и на части территории РЭУ-2.
Перед территориальным управлением стоит немало взаимосвязанных задач, которые можно объединить в четыре основных направления. Социальная сфера: образование, медицина, культура, жилье; потребительский рынок; городская инфраструктура, жилищно-коммунальное хозяйство и блок градостроительных задач.
Самый больной и сложный вопрос для муниципального района — жилищный — напрямую зависит от успеха решения вопросов градостроительства на территории Якиманки. Мы приняли тяжелое наследство. Ветхие и аварийные дома, коммуникации, нуждающиеся в капитальном ремонте, обилие коммуналок, до сих пор более 500 семей живут в обветшалых, без горячей воды и лифтов домах.
Ходжаев
– Для решения этой проблемы Советом, территориальным управлением и Корпорацией развития территорий (КРТ) была разработана программа первоочередных мероприятий:
1. Возврат в жилой фонд части тех зданий, которые относительно недавно были переданы различным конторам.
2. Изыскание свободных площадок для нового строительства.
3. Реконструкция существующих жилых домов, их переоборудование под отдельные квартиры.
4. Предоставление большинству жителей из домов, подлежащих капитальному ремонту и реконструкции, возможности остаться жить на территории Якиманки.
Соколовский
– Эта программа включена в постановление правительства Москвы. Благодаря ей, территория Якиманки, ранее считавшаяся бесперспективной для жилищного строительства, может получить около 140 тыс. кв. метров благоустроенного жилья. Сроки реализации, если ничего не помешает, — 1993-1996 годы.
Как правило, при подготовке таких программ возникает вопрос: откуда возьмутся средства? Есть два пути: использование, пусть хоть и небольших, возможностей городского бюджета; и привлечение средств инвесторов на взаимовыгодных условиях, которые в каждом конкретном случае оговариваются в договоре, проходящем согласование с Советом самоуправления и депутатами.
Ходжаев
– Программа жилищного строительства — слишком сложный и больной вопрос, он заслуживает отдельного серьезного разговора на страницах газеты.Хочу добавить лишь одно — недавно созданный жилищный отдел «Якиманка» в своей деятельности будет учитывать положения программы и ориентироваться на максимальное ее исполнение.
Соколовский
– Следующая после жилья по важности проблема — коммунальное хозяйство. В своих предвыборных программах мы говорили о необходимости реорганизации этой службы. Сегодня РЭУ сами себе и заказчики, и исполнители, и контролеры, и сами деньги собирают. При такой системе, какой с них спрос?! За последние три года на территории не было ни одного настоящего ремонта, хотя средства от аренды к ним поступали.
Ходжаев
– Причина в монополизме. Мы ведем переговоры с альтернативными службами, которые могли бы взять на себя часть коммунальных забот. В порядке эксперимента Совет ОТС-1 и фирма «Рекстрем», производящая уборочную технику, создали СП «Мунитек», которое будет заниматься уборкой наших территорий.
Соколовский
– Когда территориальное управление начало работу, выяснилось — в микрорайоне не заключены с «Мосгортеплом» договоры по подготовке к зиме — территория могла остаться без горячей воды, тепла и т.п. Ценой немалых усилий удалось разрешить эти проблемы. Начали асфальтировать дороги внутри микрорайона, ремонтировать лифты, коммуникации. С последними особенно тяжело, оборудование изношенное: в одном месте починишь, в другом — авария. По этой причине, например, никак не удавалось убрать воду из подвала дома № 1/3 по Б. Полянке. Из-за ветхости оборудования и аварийного состояния сетей коммунальное обслуживание — наша постоянная, круглосуточная, можно сказать, головная боль.
Ходжаев
– Мы подошли к блоку социальных программ. Помимо открытия амбулаторий, в планах Совета и теруправления ремонт и реконструкция поликлиники № 68, открытие детского отделения. В более далекой перспективе создание реабилитационного центра для престарелых, в котором наши старики смогут полежать несколько дней, обследоваться, подлечиться.
Нуждаются в помощи Совета и управления учреждения культуры, образования. Мы поддерживаем их сотрудников материально, помогаем с оснащением. В Бродниковом переулке открыли библиотеку, для которой мы выписываем периодические издания, покупаем литературу. Выделяем средства для развития кружков, спортивных секций.
Соколовский
– Основное в социальной программе муниципальных властей — оказание всесторонней поддержки наиболее социально незащищенным жителям, таких около 9500 человек. Наша помощь — это организация бесплатного питания, выдача дотаций многодетным семьям и многое другое. К Новому году мы закупили и обеспечили подарками ребятишек всех детских садов и начальных классов школ микрорайона, оплатили наборы продуктов для инвалидов, выделили средства на проведение новогодних праздников и пр.
Ходжаев
– Достаточно хорошо зная условия жизни на территории, мы подходим к вопросу оказания помощи не формально, а с учетом истинного положения дел у каждого конкретного человека, конкретной семьи.
Тут хочу сказать несколько слов об отношениях с так называемыми коммерческими структурами. Те, кто кричит в ужасе «коммерциализация!», «все распродано!», не знают истинного положения дел, не понимают, о чем говорят. С коммерческими структурами можно работать, они охотно вкладывают деньги в нужды территории. Ремонт, помощь школам, детским садам, очистка территорий, бесплатные обеды и другая благотворительность, включая билеты на Новогодние елки, подарки, дешевые распродажи и пр. — это в большой степени делается с их помощью. И за это огромная им благодарность.
Соколовский
– Полагаю, каждого жителя волнует вопрос снабжения продуктами питания и их стоимость, Нынче каждый магазин сам находит поставщиков, заключает договоры, получает товар и определяет цену, думая, прежде всего, о собственных интересах. Отсюда, в отсутствие конкуренции, дороговизна, нежелание продавать дешевые товары и постепенное увеличение доли коммерческой торговли, что вызывает справедливое недовольство жителей. Решение о конкурсной продаже магазинов, не выполняющих обозначенных при аренде функций, надеюсь, заставит коллективы призадуматься, изменить стиль работы. Кстати, уже намечен первый объект конкурса — магазин ТОО «Продсервис» на Ленинском, 20.
Ходжаев
–Чтобы переломить ситуацию, в наших планах также открытие небольших муниципальных магазинчиков и торговых павильонов. У нас немало заманчивых предложений от фирм, имеющих непосредственный выход на фермеров, сельхозпроизводителей, поставлять нам молочные продукты, фрукты, овощи и т. д. по более низким ценам, чем в магазинах, были бы соответствующие условия для торговли. Есть и другая проблема: из 700 магазинов Москвы, торгующих продовольствием, получаемым по линии гуманитарной помощи, на нашей территории нет ни одного. Предполагаем, что сможем решить и этот вопрос.