В 1995 году в 8-м номере журнала «Государство и право» генерал-полковник юстиции Муранов опубликовал статью, которая называлась очень скучно – «Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны». Ни о чем. Ну деятельность органов военной юстиции – обращаю внимание. Если в этой статье покопаться, как сделала «Новая газета» в своем последнем номере, то обнаружено, что именно военными трибуналами было осуждено 2,5 миллиона человек в ходе Великой Отечественной войны. Смертный приговор был вынесен более чем четверти миллиона – 284 тысячи. Приведен в исполнение, то есть расстреляно было 157 тысяч человек. Это 10 дивизий. Еще раз, это военные трибуналы. И это, не считая судов общей юрисдикции, не считая СМЕРШ, не считая расстрела заградительных отрядов. Это приговоры, приведенные в исполнение. 10 дивизий было расстреляно. Мы про это чего-то знали? Нет. А теперь самое интересное. А по годам. Можно было бы подумать, что…

С. Бунтман― Что 41-й. А.

Венедиктов― Ничего подобного. Больше всего, больше половины – 43-й год — 727 тысяч. И в 44-м – полмиллиона. Больше. И в 45-м неполном – 357 тысяч. А теперь внимание, в 41-м за полгода – 216 тысяч. В 41-м страшном – 216 тысяч расстреляно военнослужащих по приговору военных же трибуналов. А в 45-м победном – 357. На 50% больше. Военными трибуналами военнослужащих. Эти цифры нуждаются, безусловно, в изучении. Тем не менее, вот вам вопрос. А чего такое-то.

А.Венедиктов:Ну, покажите, чего там Черчилль искажает в своих мемуарах

С. Бунтман― Андрей пишет: наверное, правильно расстреляли.

А. Венедиктов― Не знаю. Наверное. Андрей. Дело же не в этом, что правильно. А дело в том, что – сколько. А сколько солдат вермахта было расстреляно за эти 4 года по приговору военных трибуналов. Знаете, Андрей? 7800 за все годы. 7 тысяч 811 – что-то такое. Например. Тоже воевали так. На всех фронтах что называется. Что случилось? Это что, столько у нас дезертиров. Мародеров? Еще раз – 10 дивизий.

С. Бунтман― Здесь говорят, что с 41-го года три армии получается.

А. Венедиктов― Дивизия – 12 тысяч человек. Включая обслугу. Да, наверное. Послушайте, это просто чтобы знать. Давайте это знать. Это вы можете говорить правильно, кто-то говорит неправильно. Знать это надо.

С. Бунтман― Замечательно. Анна: «Так там полгода в 41-м, а в 45-м – за год». В 45-м вы знаете, когда война-то кончилась?

А. Венедиктов― Вы, Анна, чего-то, с математикой у вас в школе что было?

С. Бунтман― 31 декабря кончилась война? А. Венедиктов― Лишь бы оправдать любое. Не то, чтобы найти объяснение. Я же говорю о чем. О знании. Хотя, конечно, что там у Софокла: нет ничего тяжелее знания. Ужаснее знания. В «Царе Эдипе»: нет ничего ужаснее правдивого знания

Фрагмент передачи "Эхо москвы" "Будем наблюдать " от 11.05.2019.

https://echo.msk.ru/