БАТАЛОВ Алексей Владимирович (р. 1928 г.)

Один из популярнейших актеров отечественного кино родился 20 ноября 1928 г. в Москве. Родители, Владимир Баталов и Нина Ольшевская, были артистами МХАТа. Семья жила во дворе знаменитого здания в Камергерском, и детство Алексея прошло буквально «за кулисами театра».

Когда родители разошлись, он с матерью, вышедшей замуж за литератора Ардова, переселился на Б. Ордынку, д. 17. Этот адрес прочно вошел в анналы отечественной культуры. В квартире Ардовых собирался цвет столичной интеллигенции, всегда было много гостей. Здесь обычно останавливалась, приезжая в Москву, Анна Ахматова. Она занимала, как правило, небольшую комнатку Алексея Баталова. К ней заходили Б. Пастернак, М. Зощенко, Ф. Раневская, впоследствии И. Бродский…

Такой круг общения не мог не сказаться на становлении личности А. Баталова. Впервые на театральную сцену он вышел еще мальчиком в городе Бугульме, куда был эвакуирован вместе с матерью во время войны. К военному 1943 г. относится и начало кинематографической биографии Алексея Баталова. Он снялся в крохотной роли в фильме «Зоя». Впоследствии артист вспоминал, с каким удивлением смотрел тогда на себя на экране «Ударника».

После войны Алексей Баталов окончил школу-студию МХАТа и поступил в труппу Художественного театра. Однако постепенно в творчестве артиста возобладало кино. Первые крупные роли Баталов сыграл в фильмах И. Хейфеца «Большая семья» и «Дело Румянцева».

Последний из них вышел на экраны в 1958 г. и принес актеру громкую популярность в стране. Ну, а всему миру Баталов стал известен, снявшись в фильме М. Калатозова «Летят журавли», удостоенном Гран-при Каннского кинофестиваля и признанным классикой ХХ века. За роль физика Гусева в «Девяти днях одного года» Михаила Ромма артист получил Государственную премию СССР.

Для целого поколения кинозрителей образы, созданные Алексеем Баталовым, стали воплощением нравственного идеала времени. Киногерои артиста – тонко чувствующие, интеллигентные, в напряженных внутренних борениях ищущие истину и вместе с тем бескомпромиссные, исполненные сознания высшего долга и ради него готовые на самопожертвование, безусловно, оказали заметное влияние на общественное сознание рубежа 1950–1960 гг.

И в дальнейшем у Баталова почти не было проходных, незаметных ролей. Каждая воспринималась как явление знаковое. Артист снялся во многих фильмах: «Дама с собачкой», «Дорогой мой человек», «Живой труп», «Бег», «Звезда пленительного счастья» и др. Одна из последних больших киноролей Баталова в картине «Москва слезам не верит», удостоенной Оскара, вновь напомнила о его таланте публике во всем мире.

Алексей Владимирович успешно пробовал себя и в режиссуре. Его самый известный фильм «Три толстяка» по сказке Юрия Олеши для многих – одно из ярких впечатлений детства.

А. Баталов уже много лет преподает во ВГИКе. Он автор книг «Судьба и ремесло», «Диалоги в антракте». Не все знают, что уже не первое десятилетие знаменитый актер много сил и времени отдает помощи нуждающимся и больным людям. Он возглавляет Попечительский совет Марфо-Мариинского благотворительного общества. Живет Алексей Владимирович на ул. Серафимовича, 2.